Философия. Основы

Коммунизм - это люди

Философия. Основы

История философии началась в 6 веке до н.э. В те времена в Древней Греции появились адвокаты и наёмные учителя красноречия, которые называли себя софистами (мудрецами). Однако знаменитый в то время спортсмен и Великий Геометр Пифагор Самосский (570—490 гг. до н.э.) считал по-другому. Он говорил, что человек не может быть мудрым, ибо мудры только боги, а люди могут только любить мудрость. Так и появилось понятие философии (с греческого: «филиа» — любовь, «София» — мудрость).

Со временем из философии выделились все другие, предметные науки. А философия стала наукой наук. Если обычные, предметные науки (такие, как физика, химия, астрономия и т.д.) изучают отдельные предметы, то философия изучает всё. Если предметные науки собирают данные по конкретному предмету, направлению, обобщают их, анализируют, выводят гипотезы и проверяют на практике — т.е. выводят законы по данному предмету и задают по нему некие направления, то философия делает то же самое, но выводит и проверяет на практике всеобщие законы, а не частные. 

Философия – это наука, которая изучает всеобщие законы природы, общества, познания и мышления. Философия даёт человеку знания по наиболее важным вопросам и проблемам, которые встают перед каждым человеком, формирует мировоззрение, заставляет думать о смысле жизни и бытия. Таким образом, философия помогает человеку найти своё место в жизни и даёт знание о том, что такое развитие.

Фундаментальные, вечные вопросы философии: «Существует ли Бог?» « Конечен или бесконечен мир?» «Познаваем ли мир?» «Для чего я живу?» «Каков смысл жизни?» «Какова природа зла?» «Возможно ли объективное познание?» «Что есть красота?»

Характерные черты философии:

Понятийность – означает умение мыслить с помощью понятий (понятие – слова и термины, определённые по соответствующим правилам). Логичность – это мышление в соответствии с законами логики. Дискурсивность – характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения.

Функции философии:

Мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке, обществе и о месте человека в этом мире, т.е. формирует его мировоззрение. Фундаментальная. Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии общих понятий, законов и принципов действительности. Методологическая. Философия помогает исследователям методами, направлениями, которые позволяют им свободно ориентироваться в многообразии фактов и процессов. Гносеологическая. Убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания окружающего мира и поиска истины. Логическая. Призвана обеспечить достижение адекватного научного познания окружающего мира и поиска истины. Воспитательная. Направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты. Аксиологическая. Представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения. Интегративная. Состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Критическая. Стремится разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов. Регулятивная. Влияет на взаимосогласо­ванность конкретных действий и направлений жизнедеятельно­сти человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия. Прогностическая. Основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности. Эвристическая. Содействует росту научного знания, созданию предпосылок для научных открытий.

Современная философия имеет следующую структуру:

1. Учение о бытии – или онтология (с греч. «онтос» – сущее, бытие; «логос» – учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах.

2. Учение о познании – гносеология (эпистемология) или теория познания (от «гносис» – знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности.

3 и 4. Учение о человеке – философская антропология (от греч. «антропос» – человек) и учение о ценностях – аксиология (от греч. «аксио» – ценность). Философская антропология и аксиология – это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности.

5. Учение об обществе – социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества.

6. Логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать.

7. Этика – философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Она строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо» и др.

8. Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

***

КРАСНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

4 окт. 2019

Лекция «Философия и проблема истины в марксизме». Попов Михаил Васильевич, профессор, доктор философских наук.

5.38. Мы должны быть не потребителями знаний, а воспроизводителями, 6.44. Вокруг нас преобразованная, очеловеченная природа, 9.00. Лекция «Философия и проблема истины в марксизме»,

Краткий конспект лекции. 9.20. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и мышления. 15.20. Диалектика — от слова «два». Общий ход движения, развития он такой: сначала даётся тезис, т.е. бытие предмета, потом его определённость в виде отрицания и снова возвращение к бытию, но обогащенному этой определённостью. А это — синтезис. И так построена вся наука логики Гегеля: учение о бытие — потом отрицание — учение о сущности (сущность — это снятое бытие и отрицание) — а потом возвращение к бытию которое уже содержит сущность. И это отрицание бесконечно.

Изучая философию мы находим соединение людей в том, что они знают истину о всеобщем, обо всём.

20.50. Есть такие понятия в философии: правильность — это положение, которое соответствует тому, что есть. А в какой степени — это не важно. А еще есть понятие достоверность — то, что проверено. Но это не есть истина. Потому что истина не бывает односторонней. Истина всегда противоречива. Истина должна пониматься как соответствие понятия объекту.

Но более высокое понимание истины – это понимание, связанное с соответствием того, что является делом рук человеческих, тому, что он задумал. То есть когда речь идет об идее. Идея – это мысль преобразующая.

34.50. Зачем нужно заниматься философией? Философией надо заниматься затем, чтобы понимать истину истинным образом и понимать отражение мира и понимать в более высоком смысле, как реализацию идеи преобразование мира. Всё, что окружает нас – это всё очеловеченная природа. Что такое развитие? Развитие – это движение простого к сложному. А деградация – обратный процесс, когда сложное превращается в простое. Бывает развитие непротиворечивым? Нет – абсолютно всё противоречиво. Движение противоречиво и идёт в порядке борьбы противоположностей.

40.20. Что такое марксизм? Марксизм – это современная наука об обществе. И она имеет свою историю и свою структуру, состав. История очень полно и понятно описана в «Манифесте Коммунистической партии». Краткое содержание: в «Коммунистическом манифесте» рассказывается о тех учениях, которые отрицают, ненавидят, критикуют капитализм. Раньше все такие учения назывались социализмами, или социалистическими учениями. Мелкобуржуазный социализм — крестьян, наивный — рабочих, поповский — попов, реакционный – мелкой буржуазии, утопический социализм — интеллигенции.

43.25. Как сделать так, чтобы это (развитие) туда шло? Для этого нужна материальная сила, которая эту идею: создать общество без эксплуатации, в котором все будут развиваться и основным законом которого будет обеспечение полного благосостояния и свободного, всестороннего развития всех членов общества, (воплотит в жизнь). Эту идею предлагает марксизм. Но марксизм предлагает её не как светлую идею, которая сама своим светом вас притянет всех и это реализуется. Он говорит, что идея марксизма как раз в том, что рабочий класс по своему бытию, в силу своего материального положения в производстве и в силу того, что его дисциплинирует, организовывает, обучает капитализм, он в силу этого проникается этой идеей, которая выражает его объективные экономические интересы. Эти интересы очень близки и другим трудящимся, но они не способны сами это движение возглавить и провести. Поэтому суть научного социализма в том, чтобы стать теоретическим выражением борьбы рабочего класса.

46.10. И вот Маркс и Энгельс представили новое учение, которое базируется на всём том великом и гениальном, что было сделано человечеством до этого.

49.00. …у Ленина есть такая статья: «Три источника и три составных части марксизма«. Это политэкономия, это диалектический и исторический материализм… Хотя не части, а моменты… Гегель говорил : «Части лишь у трупа». А моменты — это неотделимое, два движения в одном движении, то, что не существует без другого.

***

7 окт. 2013

 Философия / Лекция 1 / Что такое философия?

***

Tags: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *