Искусство при социализме и коммунизме
Ф.Ф. Тягунов
Искусство и общество — истоки
14.04.2010
Искусство — художественное творчество в целом — это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино, и др. разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и многие образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было не столько воспроизведением действительности, сколько ежедневным, ежечасным её творением. Это было либо выражение личных впечатлений при соприкосновении с окружающей природой, либо совместная радость по случаю прихода весны, по случаю уборки урожая, либо общее горе, вызванное неурожаем, гибелью товарища и т.п. Странным было бы в ту пору услышать слово «артист» или «художник» — все люди были этими артистами и художниками. Да и при полном равенстве перед природой было бы вызовом остальным членам общества отделение от трудовой деятельности какого-либо человека или тем более группы людей, которые бы развлекали других после их работ, сами не принимая в них участия. Люди утром отправлялись добывать средства для жизни, а вечером давали отчёт в своих занятиях перед товарищами. «Того, кто не мог привести никаких оснований, дающих право на обед, выгоняли вон голодным и возвращали к трудам» (Апулей). Ну, а если результаты трудов были весомыми, то стихийно наступал и потехи час. Таковы были древние — непосредственные и справедливые в своей естественной гуманности. Их социальные установки были продиктованы жизнью: чтобы утолить голод, надо добыть пищу, а потом уже петь и танцевать.
С возникновением классового общества искусство начало обрастать налётом людских пороков, праздности и безделья. Прежде всего, естественное движение души было поставлено на службу паразитирующим классам. Имея много подневольных, господин мог не только сам ничего не делать, но и часть из них использовать для удовлетворения своих прихотей, заставляя потешать себя своими талантами. Общечеловеческая потребность каждого члена общества — художественное творчество — в новых условиях стала преимущественной потребностью эксплуататорских классов, превратилась в объект их праздного развлечения, а для подневольных — в специализированное занятие, оторванное от общей трудовой деятельности.
И чем дальше, тем всё более «специализированное» искусство отдалялось от народа. Создавались ли придворные театры у венценосных или более мелких правителей, развивалось ли книгопечатание, а вместе с ним и образование — всё это служило, прежде всего, интересам привилегированных классов. Искусство постепенно превращалось в дополнительную силу, поддерживающую эксплуататорские общественные отношения. «В то время, как правительство и законы охраняют общественную безопасность и благосостояние граждан, — писал Руссо в своём знаменитом трактате «Рассуждения о науках и искусствах», — науки, литература и искусства — (менее деспотичные, но, быть может, более могущественные) — обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, для которой они казалось бы рождены, заставляют их любить своё рабство и создают так называемые цивилизованные народы».
В условиях капитализма, «специализированное» искусство предшествующих формаций, приспосабливаясь к требованиям рынка, превращается в профессиональную деятельность, а его произведения становятся товаром. Как следствие, появляются учителя, учёные теории, учебные заведения, предназначенные для совершенствования на рыночных принципах профессионального мастерства. В результате «творчеством» начинают считать занятия, связанные с «учёным» искусством, в то время как труд в материальном производстве, а также народный пласт искусства полностью лишаются права на духовность.
В 19 веке в мире происходит подъём революционного движения, который находит отражение в искусстве в виде возвышающих боевой дух стихотворений, песен, маршей, художественных картин. Одновременно представители прогрессивно мыслящей общественности «идут в народ», добиваются учреждения художественных музеев, занимаются организацией хоровых и танцевальных кружков, литературных клубов, народных (площадных) театров и т.п. А власть имущие как бы в противовес этому стараются сохранять, особенно в сельской местности, наиболее архаичные черты и патриархальные пережитки в традиционном народном искусстве. Частное же меценатство старается подчинять это народное творчество коммерческим целям, в частности, интересам «индустрии туризма» [1].
В предреволюционной царской России, сельское население в которой составляло более 80%, попытки создания рабочих и крестьянских кружков художественной самодеятельности, а тем более, народных театров, вызывали к тому же осуждение церкви и встречались с подозрением властями, которые тотчас же ставили их под свой строгий надзор [2]. Поэтому разрыв между «профессионализированным» городским искусством, обслуживавшим элитарные дворянские и буржуазные слои общества, и патриархальным «деревенским» искусством, отражавшим государственно-религиозное послушание подданных, был ещё более разительным.
Искусство и Первая социалистическая революция
После Октябрьской социалистической революции 1917 года перед революционной властью встала триединая задача: перестройки в интересах трудящихся классов «профессионализированного» искусства, определявшего общемировой уровень его развития, создания самодеятельного искусства как формы духовного развития освобождённой от эксплуатации личности и обеспечения подъёма и развития традиционного художественного творчества народа на основе нового, социалистического содержания общественной жизни.
Несмотря на трудности политической и экономической обстановки, связанные с последствиями первой мировой войны, начавшимися затем интервенцией и порождённой ею гражданской войной, спровоцировавшими голод и разруху, вопросам искусства в молодой советской республике уделялось большое внимание. Уже в 1917 году в Петрограде, Москве, в губернских центрах были созданы комиссии по охране всех художественных, научных и исторических ценностей. В собственность народа перешли Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых и др. 28 мая 1918 года в структуре Наркомпроса РСФСР был образован специальный Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
В 1918 году Советским правительством были приняты декреты «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» и «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», которыми пресекалась «утрата культурных сокровищ народа» и были созданы юридические основы для их охраны. Эти декреты, а также постановления Советского правительства об издании большими тиражами классиков литературы и реставрации архитектурных памятников подтверждали заботу новой власти о сохранении для народа величайших творений отечественного искусства [3].
С энтузиазмом поддержали художники страны подписанный в апреле 1918 г. Лениным план монументальной пропаганды, послуживший идейно-организационной базой для монументального искусства СССР. В рамках конкретизации этого плана в августе 1918 года было опубликовано постановление Совнаркома о сооружении памятников великим русским писателям: Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Толстому, Радищеву, Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасову и другим. В короткое время на улицах всех крупных городов страны появляются памятники и мемориальные доски, воспроизводящие образы прогрессивных отечественных, а также зарубежных деятелей. При этом активно используются архитектурные формы не только западного, но и восточного зодчества. Последнее нашло отражение, например, в таких мемориальных ансамблях, как памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде (архитектор Л. Руднев), а также как Мавзолей В. И. Ленина в Москве (архитектор А. Щусев).
Активнейшим образом включились поддержавшие революцию поэты, художники, скульпторы в агитационно-пропагандистскую работу по борьбе с иностранными интервентами и их сателлитами — белогвардейцами, по борьбе с голодом и разрухой, с бескультурьем и невежеством. В результате в Москве появляются «Окна РОСТА» М. Черемных, В. Маяковского, Д. Моора и др. Подобные «окна» возникают затем в Петрограде, Одессе, Баку, Саратове и других городах страны.
Важнейшим средством просвещения, идейного и эстетического воспитания народа пролетарским государством был признан театр. Все театры были объявлены народным достоянием. Опорой в развивающемся театральном искусстве были такие театры, как Малый в Москве и бывший Александринский в Петрограде, Московский Художественный, а также сильные провинциальные русские театры в Киеве, Саратове, Нижнем Новгороде, Казани, Одессе, Воронеже, Ярославле, Иркутске и др. городах. В борьбе различных течений рождались выдающиеся творческие коллективы вновь создаваемых театров: Большого драматического и Театра юного зрителя в Петрограде, 1-го театра РСФСР, Театра им. Е. Вахтангова, ТМГСП (ныне Театр им. Моссовета) — в Москве, многочисленных театров революционной сатиры.
К середине 1920-х годов появилась новая советская драматургия, оказавшая огромное влияние на развитие театрального искусства страны. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 годы стали «Шторм» В. Билля-Белоцерковского в ТМГСП, «Любовь Яровая» К. Тренева в Малом театре, «Разлом» Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, «Бронепоезд 14-69» В. Иванова во МХАТе. В это же время был написан знаменитый балет Р. Глиэра «Красный мак» («Красный цветок»).
Широкие массы народа вовлекаются в художественную самодеятельность, возникают кружки, музыкальные и театральные народные коллективы, силами которых устраиваются театрализованные представления и другие мероприятия. Только на фронтах Гражданской войны 1918-20 годов выступило около тысячи самодеятельных драматических кружков. Большое распространение с начала 1920-х годов получили коллективы «Живая газета», «Синяя блуза» (в городе), «Красная рубаха» (в деревне) и др. В 1920-е годы репертуар самодеятельных кружков состоял главным образом из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек. В середине 1920-х годов зародилось движение ТРАМов (Театров рабочей молодёжи) [4]. В различных уголках России на основе народных ремёсел возникают кустарные художественные промыслы. Для поддержки прикладного искусства было выпущено правительственное распоряжение о снабжении всем необходимым объединённых в кооперативные артели мастеров-надомников художественных ремёсел [3].
В рамках социалистических преобразований, обеспечивающих нацеленность на подготовку специалистов новой социалистической формации, были реорганизованы имевшиеся художественные школы и академии, в губернских центрах создавались художественные учебные заведения, открывалось множество рабочих и красноармейских студий. Одновременно это способствовало созданию рабочих мест для деятелей профессионального искусства, готовых вписаться в новую социалистическую жизнь.
С 1920 года стала активно проводиться политика, направленная на создание единого массового искусства, отвечающего коммунистической идеологии. Так, в резолюции ХII партконференции (1922 г.) было указано, что «партия должна делать всё, что от неё зависит для того, чтобы помочь кристаллизации тех течений и групп, которые обнаруживают действительное желание помочь рабоче-крестьянскому государству». В период 1920-х — начала 1930-х годов многие объединения деятелей искусства становятся сознательными проводниками этой идеологии (АХРР — «Ассоциация художников революционной России», НОЖ — «Новое общество живописцев», АСНОВА — «Ассоциация новых архитекторов» и др.)
Начали выходить и стали популярными такие новые литературно-художественные журналы как «Красная новь», «Печать и революция», «Молодая гвардия», «Звезда», «Октябрь», «Новый мир». На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Появилась среди писателей талантливая молодежь: А. Беляев, А. Грин, Н. Тихонов и др.
С первых лет своего существования правительство Советской России, а позднее Советского Союза, стало оказывать помощь в развитии современных форм искусства у тех наций и народностей страны, у которых до 1917 года сфера приложения художественных творческих сил была ограничена рамками прикладного декоративного искусства и народными ремёслами. Была постепенно создана сеть научно-исследовательских учреждений — институтов и музеев, — изучавших опыт художественного творчества всех народов СССР и способствовавших его развитию через художественную самодеятельность (хореографические коллективы, народные театры и т.д.).
Была осуществлена, начиная с 1924 года, радиофикация страны, что (наряду с начавшейся ранее кинофикацией) расширило арсенал технических средств искусства, предоставив новые, инженерные, возможности для реализации творческих замыслов, а также способствовало приобщению к художественным произведениям многомиллионных народных масс.
Однако среди деятелей искусства находились отдельные группы, которые относились открыто враждебно или же заняли выжидательные позиции по отношению к Советской власти. К ним, в частности, можно отнести организации Пролеткультов, возникших ещё до Октябрьской революции и тогда противостоящих правительству Керенского, но к 1920 г. в значительной мере захваченных сторонниками враждебной марксизму идеологии. Большое значение в борьбе с «левыми» уклонениями в искусстве имело письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах» от 1 декабря 1920 года, в котором давалась бескомпромиссно негативная оценка деятельности данных организаций, а также Постановление Политбюро ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы», утверждавшее, что партия «решительно против всего, что мешало развитию советской литературы», против искусственно насаждаемой «оранжерейной пролетарской литературы», против «самодовольного и некомпетентного вмешательства в литературные дела» со стороны администраций. В Постановлении подчеркивалось, что «в классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и литературы в частности выражается в формах бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике».
Преодолению «левизны» в искусстве в 1920-е годы способствуют также специально организованные выставки русских деятелей искусства 19 — начала 20 веков, под влиянием которых многие молодые художники начинают сознавать, какой огромный вред их творчеству нанесли футуризм, кубизм и другие уклонения от классического искусства.
В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое предусматривало роспуск разрозненных объединений и создание единых творческих союзов. На его основе в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах образовались в разное время союзы советских писателей, художников, архитекторов, композиторов. В августе 1934 года по инициативе М. Горького был образован Союз писателей СССР. На его первом съезде был провозглашен основополагающий метод советского искусства — метод социалистического реализма, принципами которого определялись партийность, коммунистическая идейность, народность, «изображение действительности в её революционном развитии». Новой социальной функцией искусства становился показ героики созидательного труда, преобразующего жизнь, формирование образа человека будущего коммунистического общества. Позднее возникли Союз художников СССР, Союз композиторов СССР, Союз архитекторов СССР и др. Для руководства художественным творчеством в 1936 году при правительстве был образован Комитет по делам искусств.
В 1930-е годы приобретает большой размах развёрнутое ещё в 1920-е годы градостроительство. Генеральный план реконструкции Москвы, выработанный к 1935 году, с наибольшей полнотой воплотил новые устремления советского зодчества. Новые градостроительные идеи внесли черты монументализма во многие промышленные центры страны. Бурно росли, обретая своё особое лицо, многочисленные традиции архитекторов разных школ, которых объединил заказ партии в стремлении добиться того, «чтобы и камни заговорили» и чтобы здания, улицы и площади своим величием показали каждому советскому человеку величие идеалов социализма.
В эти же годы появились новые литературные произведения социалистического реализма: «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова и др. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.
Музыкальная жизнь страны высветила имена Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Были созданы музыкальные ансамбли, впоследствии прославившие отечественную музыкальную культуру.
В 1930-е годы появились быстро ставшие популярными отечественные звуковые фильмы, рассказывавшие о современниках, событиях революции и гражданской войны («Путёвка в жизнь», «Семеро смелых», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме и др.). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова «Веселые ребята» и «Цирк».
Подтверждением мастерского использования метода социалистического реализма в живописи того времени считаются картины советских художников Б. Иогансона, М. Грекова и его школы, М. Нестерова, И. Грабаря и др.
Настоящим триумфом сопровождалось появление на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. скульптурной группы В. Мухиной «Рабочий и колхозница», которая продемонстрировала всему миру, что господствующей фигурой общественной жизни страны стал человек труда.
Параллельно с профессиональным и, в известном смысле, в содружестве с ним развивалось в эти годы и самодеятельное искусство.
Огромное значение для развития художественной самодеятельности имело постановление СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела» (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности. Самодеятельные коллективы в форме Домов самодеятельного искусства (позднее: Дома народного творчества) возникали при клубах, дворцах культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. Организационная поддержка самодеятельности государством шла по линии Министерства культуры (через Научно-методические центры — НМЦ) и по линии профсоюзов. При организации художественной самодеятельности установка делалась, исходя из принципа всестороннего развития личности, на охват всех видов искусства. В 1933 году было создано учебное заведение, получившее позднее название Заочный Народный Университет Искусств, в котором прошли многогодичное обучение по классическому методу десятки тысяч человек. НМЦ и Университет оказывали как явочную методическую помощь, так и выпускали рассылавшиеся по всей стране учебные пособия и методическую литературу. К середине 1930-х годов художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В. Барсова, И. Москвин, М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 году во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 — им. Н. К. Крупской). В 1930-40-х годах дома народного творчества были организованы во всех республиках, краях и областях. В 1930-50-е годы создаётся множество училищ и школ, ориентированных на обучение мастеров для сложившихся художественных промыслов.
В 1930-е годы в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 1930-х годов в репертуар самодеятельных театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1940-41 годах был проведен Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских) [4].
За счёт талантливых участников художественной самодеятельности в эти и последующие годы пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. Об этом, в частности, свидетельствовали декады национального искусства народов СССР в Москве, в которых, наряду с профессиональными, участвовали и самодеятельные театральные, музыкально-вокальные и хореографические коллективы. Всего с 1936 по 1965 годы было проведено 37 декад всех союзных и 9 декад автономных республик [5]. Кроме московских декад подобные смотры национального искусства (недели, показы и др.) проводились в столицах союзных и автономных республик.
Развивается в это время и традиционное народное творчество, которое наполняется новым богатейшим содержанием советской социалистической действительности. Нередко это происходит за счёт использования определённых форм, приёмов, а иногда наработок (например, песни на слова известных поэтов) профессионального искусства. Мастерам народного творчества присуждаются премии и почётные звания [1]. Происходил и обратный процесс. Профессиональное искусство впитывало в себя источники народного творчества, в свою очередь, обогащаясь ими. В результате такого симбиоза рождались новые жанры искусства, например, кинематографический эпос (кинофильм «Чапаев»).
Таким образом, в 1930-е годы в советском искусстве активно пошёл процесс взаимного творческого обогащения и интеграции в идейном содержании и даже в конкретных формах профессионального, самодеятельного искусства и традиционного народного творчества. Профессиональное искусство всё более становилось в советском обществе народным, а искусство непосредственно народных масс приближалось к уровню профессионального искусства в способности к обучению и развитию всех своих существенных возможностей для творчества.
Об общем уровне развития искусства в СССР могли судить в 1939 году 16,5 млн. человек, посетивших советскую экспозицию на Всемирной выставке в Нью-Йорке, на которой были представлены произведения советской живописи, графики и скульптуры, изделия народных умельцев, макеты и эскизы театральных постановок, художественная литература и периодика, образцы детского творчества и др. [6].
К сожалению, в планомерное развитие искусства в СССР вмешалась война.
С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство стало важнейшим духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт. Немало погибло: А. Гайдар, Ю. Крымов, Е. Петров и др. Подъём патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к поэтическому творчеству. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями («Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Землянка» А. Суркова, «Огонёк» М. Исаковского и др.). Огромную популярность приобрёл Василий Тёркин — герой поэмы А. Твардовского. Газеты публиковали поэтические письма из тыла самодеятельных авторов. Создавались десятки вариантов песен на стихи известных поэтов, «продолжения», «ответы» и т.п. Большой резонанс в обществе имели прозаические произведения, посвящённые войне («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова, «Русский характер» А. Толстого и др.). Хотя ведущие творческие коллективы театров Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Украины (всего около 60) уже к ноябрю 1941 г. были эвакуированы в восточные районы страны, оставшиеся артисты в составе театрально-концертных бригад выезжали на передовую, способствуя поднятию боевого духа красноармейцев. Силами художественной самодеятельности велась большая работа по обслуживанию госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. Кинематографисты выпускали вдохновенные документальные и художественные фильмы, посвящённые военно-патриотической тематике («Молодежь, на защиту Родины!», «24-й Октябрь», «Хлеб — Родине», «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Два бойца» и др.) Много работали в жанре плаката художники. Возродились традиции «Окон РОСТА» под именем «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. Дейнеки «Оборона Севастополя», С. Герасимова «Мать партизана» и др. В действующей армии самодеятельных художников привлекали к выпуску боевых листков, газет и рукописных иллюстрированных журналов.
Композиторы основной акцент в годы войны сделали на песню. В этом жанре признательность заслужили М. Блантер, И. Дунаевский, К. Листов, Б. Мокроусов, М. Фрадкин и др. Огромным успехом пользовались исполнители популярных советских и народных песен: Л. Русланова, Л. Утесов, К. Шульженко и др.
В целом в годы сурового лихолетья искусство как часть духовной жизни народа на языке художественных образов явило достойные образцы бескорыстного ему служения. Писали, рисовали, пели и радовались победам зачастую те же люди, что и держали в руках винтовку, плуг или стояли у станка.
В послевоенные годы страна залечивала, в том числе и на «территории» искусства, военные раны. Война уничтожила многие памятники отечественного искусства, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Восстановление их, наряду с фабриками, заводами, колхозами, жилым фондом страны потребовало большого напряжения сил всего советского народа.
Одной из центральных тем в советской литературе второй половины 1940-х годов явился героизм советских людей в годы войны на фронте и в тылу. На эту тему писали Б. Полевой, В. Некрасов, В. Панова, Э. Казакевич, О. Гончар, В. Ажаев и др. Героические подвиги советского народа в тылу врага получили яркое отражение в произведениях руководителей и участников партизанского движения: С. Ковпака «От Путивля до Карпат», П. Вершигоры «Люди с чистой совестью», А. Медведева «Это было под Ровно», А. Федорова «Подпольный обком действует».
Вместе с тем эйфория от Победы привела некоторых деятелей профессионального искусства на путь легковесности, безыдейности и подражания западным буржуазным веяниям. Поэтому в 1946-48 гг. ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба», — в которых призвал литераторов, драматургов, работников театра и кино переключиться на современную советскую и историческую отечественную тематику, отвечающую задачам построения социалистического и коммунистического обществ. Отмечалось, в частности, что постановка театрами пьес буржуазных зарубежных авторов явилась, по существу, предоставлением советской сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали, попыткой отравить сознание советских людей мировоззрением, враждебным советскому обществу, оживить пережитки капитализма в сознании и быту.
Критика возымела своё позитивное действие. Благодаря ей искусству удалось в последующее десятилетие восстановить высокие реалистические позиции. Уже в конце 1940-х годов появились литературные произведения, достойно раскрывающие тему послевоенного мирного строительства: романы М. Гусейна «Апшерон», Г. Николаевой «Жатва», поэмы А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», Н. Грибачева «Колхоз «Большевик» и «Весна в «Победе» и др.
Выдающиеся произведения были созданы советскими писателями на исторические и историко-революционные темы: романы К. Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето», Н. Рыбака «Переяславская рада», В. Лациса «К новому берегу», М. Ауэзова «Путь Абая» и др.
После войны страна услыхала имена целого поколения молодых поэтов, названного фронтовым: С. Орлов, М. Луконин, С. Наровчатов, А. Межиров, К. Ваншенкин и многие другие. Много хороших стихов, посвящённых благородной борьбе народов да мир, написали советские поэты М. Танк, П. Тычина, М. Рыльский, Г. Леонидзе, Е. Долматовский, Л. Ошанин и др.
Политическую идейность и большое мастерство обнаружили советские художники в картинах: «Возвращение» (В. Костецкий), «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» (Б. Иогансон с группой учеников), «Ходоки у В. П. Ленина» (В. Серов), «Отдых после боя» (Ю. Непринцев) и др. Яркие политические плакаты выпускали художники В. Иванов, Л. Голованов, Н. Терещенко и др.
На Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. Большой приз был присуждён скульпторам: Е. Вучетичу за скульптуры «В. И. Ленин», «Перекуём мечи на орала»; С. Коненкову за скульптурный «Автопортрет» и «Портрет Ф. М. Достоевского»; художнику Ю. Тулину за картину «Лена 1912 года». Советским художникам и скульпторам были присуждены также 20 почётных дипломов, 31 серебряные и 35 бронзовых медалей.
Значительное влияние на всю советскую архитектуру конца 1940-х — начала 1950-х годов оказал архитектурный ансамбль высотных зданий Москвы.
Всё большее внимание театры стали уделять постановке спектаклей, отражающих созидательную деятельность советского народа во всех областях мирного труда («Начальник станции» П. Мосашвили, «Великая сила» Б. Ромашова, «Закон чести» А. Штейна, «Макар Дубрава» А. Корнейчука, «Поют жаворонки» К. Крапивы и др.)
В конце 1940-х — начале 1950-х годов были созданы кинокартины: «Подвиг разведчика», «Молодая гвардия», «Далёкая невеста» и др. С середины 1950-х годов киноискусство переживает большой подъем. Выросло число киностудий (в 1958 г. — 35), они имелись во всех союзных республиках. Быстро растёт число художественных фильмов (в 1958 г. — 108). Большое место в тематике художественных фильмов этих лет заняло героическое революционное прошлое («За власть Советов», «Сорок первый», «Коммунист», «Огненные вёрсты», «Добровольцы», «Трудное счастье»). Советские фильмы демонстрировались на 14 международных фестивалях, где им было присуждено 30 премий и дипломов. Главную премию на XI Международном кинофестивале в Каннах получил советский фильм «Летят журавли». На фестивале в Карловых Варах главная премия была присуждена киноэпопее «Тихий Дон».
Качественно новый этап обозначился в развитии советской оперно-балетной музыки. Советскими композиторами были созданы такие оперы, как «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Декабристы» Ю. Шапорина, «Севиль» Ф. Амирова, «Муса Джалиль» П. Жиганова и др. Были написаны балеты: Р. Глиэром — «Медный всадник», К. Караевым «Семь красавиц» и «Тропою грома», А. Мачавариани — «Отелло».
С триумфом прошли в эти годы гастроли балета Большого театра в Англии, США, гастроли Ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева, танцевального коллектива «Берёзка» под руководством Н. Надеждиной и др.
Признанием высокого уровня музыкального искусства в СССР явилось проведение в 1958 году в Москве Международного конкурса пианистов им. П.И. Чайковского, который в дальнейшем проходил как традиционный с периодичностью раз в четыре года.
Характерной чертой послевоенного времени явилось продолжение курса на сочетание профессионального искусства и массовой художественной самодеятельности. Несмотря на житейские лишения, появлялись новые Дома народного творчества, организовывались стационарные и передвижные городские, районные, республиканские и союзные выставки художников. «Самодеятельный коллектив, клуб, Дом культуры выступали важным фактором культурного воздействия не только на самих участников самодеятельности, но и на других людей. В особенности это было заметно в небольших посёлках, сёлах, деревнях, удалённых от крупных городов. В них самодеятельный коллектив нередко становится центром культурной жизни, открывая перед людьми определённые духовные перспективы» [7].
В результате тщательной подготовки спектаклей, концертных номеров, всесторонне поставленной учебно-воспитательной работы лучшие самодеятельные коллективы стали приближаться по своему уровню к профессиональным. На Всесоюзных смотрах художественной самодеятельности в конце 1940-х — начале 1950-х годов был продемонстрирован ряд значительных спектаклей отечественных авторов и зарубежных классиков. С конца 1950-х годов наиболее зрелым драматическим и музыкальным самодеятельным коллективам Москвы, Ленинграда, Харькова, Ташкента, Тбилиси, Киева и других городов стали присваивать звания народных театров. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, эстрадные коллективы и хоры в Ашхабаде, Риге, Череповце, Тарту, Краматорске и других городах. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли [4].
В целом, искусство СССР в это время представляло собой органический сплав художественного творчества всех входящих в него народов.
Положение в искусстве стало меняться в 1960-1980 годы, когда в стране, двигавшейся, согласно программным документам, к коммунизму, начали оживляться (с 1962 г. в виде экспериментов) товарно-денежные отношения. Эти экономические новации по времени совпали с докатившимися до страны через международные связи волнами коммерциализации искусства в западных странах, следствием чего стало включение в арсенал средств его воздействия на «потребителей» всевозможных внешних аксессуаров, шумовых эффектов, виртуальных образов, использования с этой целью фотографии, видео- и аудио-технологий, компьютерной графики и т.п.
Пафос созидания и творчества в отечественном искусстве начал снижаться. Буйным цветом стала расцветать рыночная (товарная) сторона его профессиональной деятельности, которая выглядела явным анахронизмом на фоне производственной деятельности остального трудящегося населения страны — ведь фонд зарплаты работников искусства социалистического общества возникает из прибавочного продукта, создаваемого трудом работников сферы производства материальных благ. Такой способ «содержания», какое-то время терпимый в условиях товарно-денежных отношений, со временем, т.е. при постепенном их сворачивании и переходе к безденежным отношениям коммунистического общества, должен был бы исчезнуть. К сожалению, стратегия такого перехода для деятелей искусства в это время даже не прорабатывалась. Зато негативы рыночных методов оказывали всё более пагубное влияние на профессиональное искусство. Стимулом существования его деятелей невольно становилась не художественность выпускаемых произведений, а выгодность производимой «продукции», приносимый ими материальный эффект. Произведения искусства в этих условиях рождались уже не голосом сердца, а технической работой. Отсюда брали своё начало шаблон, схематизм, подражательность и т.п., за что искусство стало подвергаться общественной критике, ибо, по словам Белинского, «недостатки всегда там, где оканчивается творчество и начинается работа».
В социально-экономической ситуации 1960-80-х годов в русле западных веяний псевдо-теоретиками стала выхолащиваться идеологическая направленность социалистического искусства, для чего понятие «народности» стало гипертрофированно связываться только с понятием эстетического идеала и искусственно противопоставляться идейному содержанию, которое приписывалось «партийности» [7]. Основной помехой рыночным тенденциям в профессиональном искусстве стала рассматриваться практика государственных заказов на кинофильмы и цензуры литературных и некоторых музыкальных произведений, организацию художественных выставок и т.д.
На вторую половину 1960-х годов приходится подъём стимулированного докладом Хрущёва на XX съезде КПСС и поддержанного с Запада диссидентского движения, критерием которого являлось неприятие советской культуры, включая и советское искусство. По рукам начали ходить диссидентские откровения, мешающие правду с вымыслом, появились произведения на мистические темы, стали организовываться полуофициальные выставки диссиденствующих художников. Так называемыми «либеральными» диссидентами возбуждался интерес к маргинальным группам: криминальному миру, зарождавшейся советской богеме, подпольной культуре. На этом фоне происходило разложение молодого послевоенного поколения путём пробуждения в нём подражательных инстинктов к западной «стиляжной» моде и циничного прагматизма. Тогда же появились и первые «коллекционеры» от искусства, которые показное противостояние общественному строю совмещали с меркантильными интересами. Из таких вот деморализованных так называемых «шестидесятников» и возникла впоследствии питательная среда контрреволюции 1990-х годов.
Одновременно со второй половины 1960-х годов начинает размываться содержательное единство многонационального советского искусства за счёт подбрасывания идеи о необходимости поднимать, прежде всего, пласты «своей» культуры, отвлекаясь от интеграционных процессов взаимного обогащения культур входящих в СССР народов. Именно эти полунамёки и подтексты, по мнению некоторых аналитиков [7], исподволь и подготовили «парад суверенитетов» в начале 1990-х годов и распад СССР.
В 1970-е — начале 1980-х годов вошли в моду писатели-«деревенщики», которые обыгрывали тему «наступления города — умирания деревни», а фактически — противопоставления интеллигенции крестьянству, а столиц — провинциям. Эта тема исподволь подготовила почву для последовавшей в более позднее время внутренней миграции населения страны и переделу в 1990-е годы.
А после 1985 года уже ничего достойного в СССР вообще не создавалось, журналы захлестнула антисоветчина, литературщина, клеветавшая на советский строй, советскую историю и т. п. За всё время «перестройки» и буржуазной контрреволюции не было создано фактически ничего ценного. Это и понятно: разрушение всего не вдохновляет [8].
Исследователи искусства того времени не без горечи констатируют: «Последнее десятилетие советской культуры с невероятной быстротой демонстрирует распад её структуры. Государство как единоправный заказчик и покупатель художественных произведений утрачивает все свои былые возможности, теряя при этом и контроль над ситуацией в творческой среде» [9].
Но, как говорится, нет худа без добра. Формалистические искания профессионального искусства захватили в свою орбиту в качестве материала для обновления внешнего вида своей «продукции» элементы традиционного народного творчества, способствуя перемешиванию и сближению разных пластов художественного творчества. В результате в противофазе падению уровня профессионального, «учёного», искусства пошло на подъём оставшееся на позициях классического реализма самодеятельное искусство (за что пеняли ему модернистски настроенные псевдо-теоретики) и «низовое», народное творчество. Это нашло отражение в росте любительства в области изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического, циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. В частности, большой размах получило движение авторской песни. Начавшись с туристических посиделок у костра, оно постепенно приобрело статус ежегодных районных, областных и всесоюзных (Грушинский, Ильменский, Тындовский и др.) фестивалей.
Развитию художественной самодеятельности советского народа способствовало решение (1975) ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий Министерства культуры СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию «О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся», посвященного 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В этом же году вышло Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», в котором подчёркивалась «необходимость всемерно поощрять творчество самобытных народных художников и содействовать повышению заинтересованности коллективов предприятий и отдельных творческих работников в выпуске высокохудожественных оригинальных изделий». Значительным событием в истории непрофессионального художественного движения стало открытие в 1976 году в Суздале Музея самодеятельного творчества народов России, для которого проводились закупки со всех больших художественных выставок [10].
В 1976 году в коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания «народный» (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500 [4].
НМЦ и профсоюзы регулярно проводили фестивали, смотры, городские областные, республиканские, всесоюзные выставки, приуроченные к различным праздничным датам. Например, с 1967-го по 1987-й годы, было проведено порядка десяти только всесоюзных подобных мероприятий [10]. Также проводились персональные выставки наиболее талантливых художников-любителей. Лучшие коллективы и солисты музыкальной самодеятельности выступают на международных фестивалях и конкурсах [6].
Самодеятельное искусство в это время получило широкий размах в странах социализма: Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Польше. Под эгидой частных лиц и общественных организаций распространение получили коллективы художественной самодеятельности (хоры, вокальные ансамбли, оркестры и др.) и в ряде капиталистических стран: Франции, Финляндии, Швейцарии, Швеции, США и др. [5].
Таким образом, раскрепощённое в результате Великой Октябрьской социалистической революции самодеятельное художественное творчество победоносно зашагало по планете в виде альтернативы скомпроментировавшему себя в коммерческих изысках и поэтому теряющему свои высокие позиции профессиональному искусству.
К сожалению, эволюционный процесс развития искусства в СССР был прерван в результате контрреволюционного переворота в 1991 году. Но гражданам Первой в мире социалистической страны есть чем отчитаться перед своими потомками.
За годы советской власти были сохранены и приумножены достижения художественного творчества предшествующих поколений людей.
Искусство стало достоянием всего народа, а не правящих классов или привилегированных слоёв населения общества.
Огромные массы советских людей были вовлечены в художественную самодеятельность. Поэтами, художниками, композиторами становились рабочие, колхозники, инженеры, учителя, учёные и другие труженики страны, для которых художественное творчество становилось способом реализации своих природных талантов.
Источником вдохновения стал труд в поле, на стройке, у мартеновских печей, за чертёжной доской, в научно-исследовательской лаборатории. И этим был обеспечен новый исторический подъём искусства как исторического феномена.
Новым содержанием в результате культурной революции, индустриализации, коллективизации и других социалистических преобразований наполнилось традиционное народное творчество, возвысившись до более полного и совершенного выражения всечеловеческих представлений и эмоций.
Социалистическое искусство стало действенной формой духовного единения всех народов огромной советской страны в решении задач построения нового справедливого общества и совершенствования самого человека как генерального субъекта исторического процесса.
«Сотрудничество народов России и в целом СССР в области искусства и культуры обогащали духовную жизнь народов, помогали им в гуманистическом жизнеустройстве своего бытия. Таков был общий, совокупный итог тех конкретных изменений, которые произошли в материальной и духовной культуре в советский период отечественной истории. За каких-то 70 лет (!), — по историческим меркам — всего лишь миг! — советский народ, «опираясь одной рукой на плуг, а другой — на меч», вывел свою Родину на духовную вершину мировой цивилизации. Ценностно-смысловые ориентиры культуры советского народа столь велики и безупречны, что им уготована вечная жизнь в социокультурной памяти человечества. Их не изотрёт ни время, ни пространство, ни приступы людского невежества» [11].
Искусство и Вторая социалистическая революция
После переворота 1991-93 годов искусство было брошено новым правительством России фактически на произвол судьбы.
Профессиональное искусство вынуждено было погрузиться в стихию рыночной конкуренции, причём не только внутриотраслевой, но и межотраслевой — в компании с рекламным, туристическим, игорным бизнесом и даже с церковью, которая в условиях отказа от советской идеологии стала пользоваться покровительством буржуазной власти.
Результаты такого самовыживания говорят сами за себя.
«В конце II тысячелетия н. э. приходится признать, что высокое искусство оказалось побеждённым искусством массовым и кичем как его крайним выражением» [12].
«В постсоветское время можно по пальцам пересчитать фильмы, исполненные на высоком художественном уровне и принятые массовым зрителем. Ну, и отдельной строкой в упадке отечественного синема проходит полное исчезновение детских картин. Увы, у современных детей не будет своих Петрова и Васечкина, Алисы Селезнёвой и «Отроков из Вселенной». А соответственно не будет героев-ровесников, которым они могли бы подражать» [13].
Утрачены традиции и мировая слава Большого театра. Антрепризный театр проник уже на территорию МХАТ им. А.П. Чехова. Нередким явлением для театра, брошенного в рыночную стихию, в особенности провинциального, стала подмена театральной деятельности нетеатральной. Вписанные в рынок, театры уже не стали стремиться создавать произведения сценического искусства, заниматься художественным творчеством. Они проводят презентации, свадьбы, похороны и другие торжества местного значения, всё время расширяя ассортимент таких «культурных» услуг. Театр утратил свои былые «учительские» позиции, в нём постепенно истончается духовная аура. Так называемая «меценатская» поддержка искусства осуществляется не в интересах его развития, а в целях рекламы собственной деятельности этих «меценатов», их имиджа, получения налоговых льгот [14].
«То же происходит и в литературе. Толпами давят на психику людей «предсказатели», гадалки, экстрасенсы, «целители» и прочие «напёрсточники» [15].
По-разному встраивались в новую жизнь сами деятели профессионального искусства. Кто-то из них запрограммированно связал свою судьбу с контрреволюцией. Некоторые даже подписали так называемое расстрельное «письмо 42-х» [16], оправдывавшее применение силы против защитников Белого Дома в Москве и требовавшее признать нелегитимными Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР и все образованные ими органы управления. Конечно же, они пришлись новому «двору» кстати. Открыли своё истинное лицо, вспомнив вдруг о дворянском, купеческом или кулацком происхождении, жившие двойной моралью «внутренние эмигранты», сразу же записавшиеся в прислужники буржуазной власти. Нашлись и псевдо-теоретики, вознамерившиеся произвести «десоветизацию» российского искусства [17]. Стали возвращаться из-за рубежа прикормленные там диссиденты. «Миллионными тиражами издаются написанные под диктовку западных спецслужб пасквили предателей и по совместительству псевдо-историков. Чуть ли ни мессией предстаёт перед оболваненными людьми пригретый банкирами США, начавший свой путь с предательства и запутавшийся в трёх соснах своей «гениальности», Солженицын» [15]. Некоторые отмеченные советскими регалиями деятели искусства стали извлекать рыночную пользу из своей былой славы и даже пристроили в шоу-бизнес своих детей и внуков. Основной же массе работников искусства, оказавшейся в водовороте событий нежданно, пришлось приспосабливаться к новой обстановке кто как мог или менять профессию, поскольку общее снижение уровня жизни населения привело к снижению прежнего спроса на «продукцию» профессионального искусства.
К чести сказать, среди художественновоиспечённые новую жизнь самиой интеллигенции оказались и такие писатели, как Феликс Чуев и Юрий Мухин, такие певцы, как Юрий Богатиков и Татьяна Петрова, такие поэты, композиторы, певцы, как Михаил Ножкин, Николай Сахаров, Сергей Гребенников [15], — которые не пожелали разменять свой талант на кусок бесплатного сыра в буржуазной мышеловке и не перешли в отряд беспринципных «скоморохов», развлекающих «хозяев» новой жизни на корпоративных тусовках или в зарубежных «куршевелях». Конечно же, дорогу к массовому читателю, зрителю, слушателю новоиспечённые менеджеры от искусства им перекрыли.
В целом же с прискорбием приходится согласиться с констатацией, что «в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению» [18]. В атмосфере рыночной конкуренции, незащищённое в финансовом отношении российское профессиональное искусство, испытывая при этом всё возрастающую экспансию западной массовой культуры, перешло в очевидное состояние упадка.
«Отсутствие в стране действительно творческой элиты и засилье в сфере культуры наглой серости убедительно доказывает простой пример. Каждый героический период нашей истории, каждый патриотический порыв наших народов сопровождался рождением сотен прекрасных, глубоко содержательных и необыкновенно душевных песен. Песен, которые звали на труд и на подвиг, объединяли, помогали жить и побеждать, тешили душу и воспитывали будущих граждан Великой страны, будущих патриотов своей Родины. Песен, которые звучали в эфире, на концертах и в кинофильмах, песен, которые пела вся страна 15 лет «демократических» преобразований и ни одной посвящённой этим событиям песни! Ни одной! Повторенные двадцать раз три-четыре полуграмотных слова ни о чём, незапоминающаяся мелодия, ужимки и прыжки по сцене в пещерной одежде или вообще в чём мама родила. И это не в варьете, а перед миллионами телезрителей, в том числе, детей — будущих граждан Великой страны, думающих и ищущих «делать жизнь с кого». Если это сегодня признаётся творчеством, а не цирковыми выступлениями помеси попугаев с обезьянами, то «демократию», как парадигму развития общества, вполне логично признать не прогрессом, а возвратом к пещерному периоду жизни человеческой цивилизации» [15].
В сложившихся условиях наиболее серьёзной преградой нашествию прозападного масс-искусства пока ещё выступают наши самодеятельное искусство и традиционное народное творчество. И это несмотря на то, что их материальная база оказалась сильно подорванной из-за переключения деятельности клубов и дворцов культуры на коммерческие цели, снятия многих с баланса предприятий и закрытия части из них, а также прекращения закупок Министерством культуры РФ произведений народного творчества для фондов музеев и Домов народного творчества. Но всё-таки плодотворный советский посев не пропал даром — самодеятельность, сохранившая реалистические традиции классического и советского искусства, пустила глубокие корни, с чем приходится считаться и сегодняшним властям. Без художественной самодеятельности не обходятся праздничные мероприятия на самом различном уровне — будь то Новый год, День Победы или День города. По советской традиции на региональном уровне проводятся патриотические, фольклорные и детские фестивали.
Достигнутый в советское время высокий уровень традиционного народного искусства подтвердили, в частности, проведенные в 1994-2000 годы Государственным Российским Домом народного творчества Международные и Всероссийские выставки «наивного» и декоративно-прикладного искусства [10].
Ростки народного творчества продолжают пробиваться повсюду и сейчас. Об этом свидетельствуют, в частности, концерты авторской песни самодеятельных коллективов во дворах и скверах, на площадях городов, студенческие капустники, конкурсы КВН, самодеятельные кинофильмы и клипы, постоянно действующие на общественной основе семинары поэзии и прозы при клубах, библиотеках, музеях выдающихся в прошлом деятелей искусства. Самодеятельные поэты, писатели, музыканты, художники, мастера прикладного искусства нашли способ самовыражения на сайтах Интернета таких, например, как: lib.ru, stihi.ru, realmusic.ru и др.
Но чтобы долго противостоять общей негативной тенденции в отечественном искусстве, вряд ли достаточно только усилий энтузиастов. Хотя Министерство культуры РФ устами своего высокопоставленного представителя с гордостью источает оптимизм, утверждая (2006 год), что художественной самодеятельностью в России занимаются более 3,2 млн. человек [19], однако тут же вынужденное признание о наличии дефицита кадров, изношенности зданий клубов и художественных школ, ставит такой оптимизм под большое сомнение. Если так дело пойдёт и дальше, то от художественной самодеятельности скоро ничего не останется — ведь, по сравнению, скажем, с 1978 годом (в РСФСР: 12 млн. участников [20]) — количество занимающихся самодеятельностью уже сократилось почти в 4 раза.
Советский опыт показал, что поддержать действительно массовое художественное движение может только государство. Однако надеяться, что сегодняшнее буржуазное правительство обернётся лицом к народному творчеству, бесполезно. У него другие заботы: придумывать более изощрённые способы «обирания» людей труда и стабилизировать положение в обществе в интересах «эффективных собственников», для которых народное творчество не интересно ввиду его бесприбыльности.
И здесь напрашивается мысль о том, что партия, которая не на словах, а на деле, хочет иметь поддержку народных масс в революционной борьбе, должна взять инициативу в свои руки. Именно в настоящее время ей нужно приложить усилия по организации и поддержанию коллективов художественной самодеятельности и созданию условий для творческого развития фольклорных коллективов при национальных общинах. Можно и нужно с помощью собственных средств информации организовывать пропаганду народного творчества, идеологическая роль которого в условиях противостояния космополитическому шарлатанству «массовой культуры» уходящего буржуазного общества весьма велика. С этой целью необходимо добиваться переиздания народных сказок, исполнения народных песен в радио- и видео-сети, показов произведений прикладного народного творчества, народной скульптуры, народной архитектуры в местах массовых народных гуляний и т.п. С прицелом на будущее уже сейчас целесообразно на уровне регионов создавать с использованием компьютерных технологий банки данных о самодеятельных коллективах, которые могут стать опорными звеньями новой Советской власти после Второй социалистической революции в вопросах становления искусства нового времени. Поддержка народного искусства сегодня — это и есть залог поддержки народом социалистических преобразований завтра.
Понятно, что эти сегодняшние меры будут иметь лишь характер сдерживающих факторов от дальнейшего расстройства народного искусства. Действительное же и полное его возрождение возможно только на путях практического разрешения основных противоречий классового общества. Только социализм, как продемонстрировала история СССР, сможет обеспечить широчайшие возможности для упразднения уродливых форм разделения труда, рождённых капитализмом, для раскрытия и проявления народных талантов, для общего плодотворного развития искусства по восходящей траектории социального прогресса.
Какой же стратегии должна будет придерживаться новая Советская власть по отношению к искусству после Второй социалистической революции?
В общем и целом она должна быть отображением на область искусства общей стратегии построения социалистического общества и перехода его в коммунистическое.
На первых порах социалистическому государству, исходя из опыта послеоктябрьских действий Первого советского правительства, нужно будет обеспечить сохранность всех художественных творений предшествующего времени. Надо будет снова национализировать музеи и частные собрания (в том числе переданные буржуазным правительством церквам), учредив комиссии по охране всех художественных ценностей в стране, объявить национальным достоянием театры, выставочные галереи и залы, Придётся вернуть на своё законное место все лучшие работы советского искусства. Государству нужно будет снова стать заказчиком произведений искусства путём разработки и утверждения планов, подобных ленинскому плану монументальной художественной пропаганды, возвратить предприятиям и крестьянским общинам клубы и дворцы культуры, открыть перед трудящимися широкий доступ в музеи и на выставки произведений искусства. Для формирования единой государственной политики в области художественного творчества необходимо будет воссоздать при центральном органе управления развитием искусства в стране художественные, научно-методические и экспертные советы из высококвалифицированных специалистов, творческих работников, представителей творческих союзов и других творческих организаций. Нужно будет опять провести реорганизацию учебных заведений в направлении подготовки специалистов по искусству, которые, обучаясь по новым социалистическим образовательным программам, убеждённо встанут в ряды активных участников построения нового общества и понесут знания методов и приёмов высокого искусства общемирового уровня в народные массы.
Конкретные задачи должны будут поставлены и непосредственно перед деятелями искусств. Не исключено, что, как и после Октября 1917-го, придётся вновь «открывать» «Окна РОСТА» по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Восстановление социализма, где вновь «владыкой мира станет труд», потребует новых героических усилий и пафоса созидания от наших граждан, и это должно будет найти отражение в художественном творчестве. Рабочий и крестьянин, а не коммерсант и поп-дива с подиума, должны будут стать главными объектами внимания и героизации в искусстве. Придётся наладить выпуск художественной литературы, радио- и телевизионных программ, отображающих идеологическую нацеленность людей на построение коммунистического общества.
Во всех видах социалистической искусства: литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и т.д. — должен быть полностью реабилитирован метод социалистического реализма, в котором нашли своё выражение идеи гармоничного развития человека, проявления его духовных и нравственных возможностей, подлинно человеческого отношения людей друг к другу, к природе и обществу.
Конечно же, искусство должно будет выполнять, как и в СССР, воспитательную и интегративную функции, отражая социалистическое содержание новой общественной жизни всех живущих в стране народов.
Но все эти функции в социалистическом обществе профессиональное искусство должно будет выполнять лишь на первых этапах преобразования общественных отношений и только под контролем Советской власти, ибо, как показали события 1990-х годов, определённая часть представителей профессионального искусства может занимать выжидательную позицию «внутренней эмиграции» в отношении революции, и поэтому надёжность их бесконтрольной поддержки в построении нового общества, можно считать весьма относительной. Общая же стратегия революционной власти по отношению к искусству должна будет строиться исходя из принципа возращения искусства в народ, а деятелей профессионального искусства — в народное хозяйство. Её девизом должны стать ленинские слова: «Искусство принадлежит народу», — имея в виду, что народ является не только потребителем, но и творцом художественных произведений, ибо, как писали классики коммунистической теории: «В коммунистическом обществе не существует живописцев, существуют лишь люди, которые «занимаются и живописью как одним из видов своей деятельности» [21]. Профессиональное искусство должно будет постепенно перерастать в самодеятельное творчество народных масс, лишённое зависимости от товарно-денежных отношений, и именно в такой форме должно стать главной опорой социалистической власти в формировании творческих индивидуальностей.
По мере продвижения к коммунизму произведения искусства должны будут утрачивать признаки товарности, а профессиональное искусство, отражая интересы большинства трудящегося населения страны, постепенно должно будет приобретать черты, сближающее его с традиционным народным творчеством нового времени. Профессиональные театры, студии, союзы должны будут слиться в единое поле художественного творчества с самодеятельными народными театрами, студиями, кружками художественной самодеятельности, общественными семинарами поэзии и прозы и т.п. И искусство уже примером своего общечеловеческого существования будет достойно выполнять своими произведениями объективно необходимые для народа эстетическую и познавательную функции, отражая новую художественную реальность окружающего мира и человеческого общества.
В переходный период для деятелей профессионального искусства могут быть организованы курсы получения нужных для народного хозяйства специальностей с прохождением стажировок по избранным областям деятельности на соответствующих предприятиях страны. В дальнейшем система всеобщего многоаспектного образования должна будет позволять любому человеку и трудиться в поле, и изобретать новые машины, и сочинять музыку, и выполнять любые другие действия, свободно меняя один род занятий на другой по своему желанию и в соответствии с общественной необходимостью. В условиях, когда исчезнет разница между умственным и физическим трудом, а продолжительность рабочего времени и интенсивность труда будут существенно сокращены, т.е. свободное время и нерастраченная на производстве энергия будут существенно приумножены, любой человек сможет, наряду со всесторонним физическим развитием, заниматься и разносторонним духовным творчеством, совершенствуя свои исследовательские, инженерные, художественные и иные способности на радость себе и окружающим людям.
Можно допустить при этом, что для всех желающих будут преподаваться углубленные знания, умения и навыки по какому-то специфическому направлению их души при сохранении общего вектора развития способностей, направленного на синтезированное творчество без разделения людей на поэтов, певцов, художников и т.п.. Без сомнения, и тогда будут находиться талантливые люди, которые, постоянно совершенствуя своё искусство в каком-либо виде деятельности, будут достигать в нём высокого мастерства, но это будет мастерство в границах функциональной необходимости, а не корысти ради. Эти люди, естественно, будут и тогда служить своеобразными «маяками» по тому или иному направлению творчества, пролагая дорогу новым реалистическим приёмам отображения действительности, достойным подражания для других приверженцев этого направления. Возможна будет и организация творческих «лабораторий» при выдающихся мастерах художественного творчества, а также «школ передового опыта», которые смогут осуществлять свою деятельность на общих коммунистических основаниях.
Заключение
Искусство как одна из форм общественного сознания способствует художественно-образному познанию человеком окружающего мира, формированию духовного облика людей, их чувств и мыслей, их мировоззрения, эстетическому воспитанию человека, расширению его кругозора, пробуждению творческих способностей.
В своей основе искусство народно. Диалектика развития искусства — это диалектика развития человеческого духа, и его выразителем может быть любой человек независимо от степени владения им теми или иными техническими приёмами. Ведь, «в каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» [22].
На ранних ступенях общественного развития правдивое отражение жизни в искусстве формировалось стихийно и большей частью облекалось в фантастические мифологические формы при соприкосновении человека с окружающим миром в процессе его познания и орудийного преобразования с целью удовлетворения своих жизненных потребностей.
В эпоху неравенства произошёл отрыв искусства от народа, и оно превратилось сначала в забаву, а затем в средство, сопутствующее угнетению трудящихся масс. При капитализме произведения искусства стали товаром, а борьба за выживание породила профессиональные учебные заведения — появилось профессиональное искусство, ставшее в условиях юридической свободы личности источником существования его деятелей. Подъём революционного движения в 19 веке вызвал подъём и художественного творчества народных масс. Под его воздействием возникла просветительская деятельность, породившая процесс передачи достижений профессионального искусства в народ и формированию кружков художественной самодеятельности.
Но массовый возврат искусства в народ стал возможен только после Первой социалистической революции. Профессиональное искусство, художественная самодеятельность и традиционное народное творчество постепенно стали превращаться в единое творчество народных масс.
При коммунизме в условиях полного социального равенства всех народов Земли должно произойти перерастание национальных видов художественного творчества в интернациональное всечеловеческое творчество. В нём окончательно исчезнет разделение труда на умственный и физический, а также исчезнет и разделение людей на ранги по степени учёности. Искусство выйдет на высший этап, новую стадию развития народности художественной культуры, и народность приобретёт здесь такой размах и всеобъемлемость, каких они не имели ни на одном из предшествующих этапов истории человечества. Можно предположить, что при коммунизме будут созданы равные для всех людей условия жизни и одинаковая высокоценностная и высоконравственная социальная среда, обеспечивающая всестороннее развитие личности и наивысшее раскрытие разнообразных художественных и иных способностей людей.
Исходя из сегодняшних тенденций развития в перспективе должно произойти:
— преобразование элитарного стратифицированного искусства в массовое, всеобщее (всеохватное);
— превращение специфицированного (видового и жанрового) искусства в комбинированное, разностороннее и многоаспектное (прототип: сегодняшние эстрадные представления с песнями, танцами, сценическим и художническим оформлением и т.п.);
— совмещение духовного развития человека с его физическим развитием (художественная гимнастика, спортивные танцы на льду и т.п.);
— соединение художественного творчества с техническим (компьютерная анимация, электронная генерация звука, цветомузыка и т.п.)
За счёт интеграции разных видов творческой деятельности само творчество станет разносторонним, охватывающим глубину и остроту мысли философа, озарения естествоиспытателя-учёного, просветления изобретателя-проектировщика, выразительность слова, мелодии и рисунка писателя, музыканта и художника.
Таким образом, искусство, пройдя путь от узко профессионального к разносторонне коллективному самодеятельному и далее к универсальному народному творчеству всего человечества, сопровождающему каждодневное восприятие и созидательное преобразование окружающего мира, превратится в само единое с природой бытие человечества, ибо, как утверждал Циолковский, голос человека, его мысли, открытия, понятия, озарения и заблуждения — это и есть голос Вселенной.
Литература
1. БСЭ, изд. 3, т. 17, 1974, с. 271-276.
2. Чудновцев М.И. Церковь и театр. Конец XIX-начало XX в. – «Наука», М., 1970.
3. История искусства народов СССР, т.7. – Изобр. искусство. – М.: 1972, с.6.
4. БСЭ, изд. 3-е, т. 28, 1978, с.413-414.
5. БСЭ, изд. 3, т.8, 1972, с. 42.
6. БСЭ, изд. 3, т. 24, кн. II, 1977, с. 485.
7. Кузнецова Т. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности. — М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. — (Серия «Научные доклады», выпуск 87).
8. Ацюковский В.А. Основы коммунистической идеологии и современность. М.: «Петит», 2009, с. 442-447.
9. Юрасовская Н.М. Национальные традиции и постмодернизм. Живопись и скульптура 1960 – 1980-х годов в СССР // Сборник статей. – М.: ГТГ, 1993.
10. Метальникова В.В., Вовк И.П. Состояние и тенденции развития самодеятельного ИЗО искусства. — В сб. «Народное творчество России на рубеже веков», Москва-2000.
11. Шевцова Н.П. Отечественная культура советского периода: антиномии, идеалы, ценности, историческое место. — http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik.
12. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000.
13. Ляпин А. СССР, который был. «Экономическая и философская газета» № 43/2009.
14. Мешкова А.В. Власть и художественная интеллигенция в постсоветский период отечественной истории (1991-2006 гг.). Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. – М., МГУПИ, 2006.
15. Костин Г.В. «Честь имею представить». – Воронеж, 2008.
16. Газета «Известия» от 05.10.1993.
17. Здесь и теперь: Десоветизация искусства: Отечественный андеграунд 80-х – 90-х. Kinoart.ru: Журнал: № 9 за 2008 год.
18. Кравченко А.И. Культурология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008, с. 283.
19. Швыдкой М. Речь на брифинге после завершения заседания коллегии Федерального агентства по культуре и кинематографии 22.05.2006. – М., РИА Новости.
20. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества в РСФСР. Постановление СМ РСФСР от 8 июня 1978 г. N 279.
21. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 393.
22. Й. Томан, М. Томанова. «Сократ».
Источник: birmaga.ru